Идеальное натяжение оттяжки гика на фордевинде



Марк Якоби
Предисловие
Эта статья была написана одним из претендентов в олимпийскую сборную США Марком Якоби. Я нашел эту статью интересной т.к. наряду с описанием настройки оттяжки гика в ней говорится о важности растравливания кэннингхема в слабый ветер. Согласно Марку лодка при этом более устойчива. Одно предостережение. В ветреный день я на берегу выставил свою оттяжку гика способом, предложенным Марком, так, чтобы в крайнем ослабленном положении было правильное натяжение. Во время гонок ветер ослаб, потравленная до предела оттяжка гика оказалась очень тугой, и скорость лодки из-за этого упала.
Идеальное натяжение оттяжки гика на фордевинде

Идеальное натяжение оттяжки гика на фордевинде с течением времени во многом изменилось.Тенденцией нескольких последних лет является хождение на полных курсах с сильно растравленной оттяжкой даже при сильном усилении ветра. Прямая мачта придает парусу больше глубины (и следовательно мощности), а также увеличивает зону схода потока на фордевинде из-за скручивания задней шкаторины. Этот твист облегчает S-образное движение лодки (управление на волне от полного бакштага к обратному и обратно). Эти изменения траектории происходят потрясающе быстро на границе полета и серфинга. Мой гик настраивается по полностью растравленной оттяжке гика, и я считаю, что легкая настройка может пригодиться всегда (например, во время дрейфа по ветру). Конец гика при такой настройке должен быть опущен на 15 см вниз от его свободного положения. Я имею в виду расстояние, отмеренное по направлению к палубе от конца гика с отцепленной оттяжкой. Надавите на гик, чтобы он на 15 см приблизился к палубе. Эта настройка теперь соответствует полностью растравленной оттяжке. Вам придется немного надавливать на гик, чтобы вставить ключ блока, когда вы вооружаетесь с подобной настройкой. С правильно установленной оттяжкой я огибаю верхний знак в умеренный ветер, и полностью ее растравливаю, легко и не задумываясь. Хорошая «активная» задняя шкаторина придает пружинность моему рангоуту во время гребка шкотом (в рамках правил, конечно) и перемещения тела. Легко также ощущаются порывы ветра (вас раскачает, если порыв будет обработан неправильно, а в противном случае резко ускорит). В сильный ветер, освобождая оттяжку гика, крайне важно понимать, что она должна быть натянута до звона во время лавировки. В свою очередь, набитая оттяжка переносит жуткие напряжения на рангоут и при уваливании гик цепляет волну даже при небольшом раскачивании. Гик обязательно должен быть ослаблен, прежде чем вы увалитесь на фордевинд в сильный ветер. Даже в 20-ти узловой ветер я травлю оттяжку, и ее положение лишь на несколько сантиметров отличается от настойки в слабый ветер. Лодка может опрокинуться в результате скручивания задней шкаторины. Очень важно быстро добрать шкот (иногда более 60 см), соскользнув в кормовую часть кокпита, и даже добить оттяжку гика на несколько сантиметров, чтобы не позволить сильному порыву критично раскачать лодку. Иногда полезно оглядываться назад, чтобы видеть изменение силы ветра.
Я часто вижу, как многие яхтсмены не травят кэннингхем на верхнем знаке, что является ошибкой. Они думают, что облегчают себе жизнь, но давайте подумает о том, что делает кэннингхем: он сдвигает кривизну профиля вперед и увеличивает твист в верхней части паруса. Любой из этих эффектов бесполезен при попутном ветре. Фактически, натяжение кэннингхема в сочетании с потравленной оттяжкой гика приведет к чрезмерно искривленному, разбалансированному (смещение профиля вперед) парусу, что только гарантирует переворот. Так что не думайте о трудностях добивания кэннингхема на нижнем знаке, полностью его отпустите, позволяя парусу быть полнее, что сделает более стабильной заднюю шкаторину на фордевинде.
Помните, потравленная оттяжка гика - это ускоритель, но по мере нарастания ветра можете добить ее на несколько сантиметров для стабилизации. Только не удивляйтесь, видя кого-то, кто умет травить ее больше, опережая вас с более свободным гиком.



Hosted by uCoz